Моя педагогическая философия

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души;

и раз музыка обладает такими свойствами, то,

очевидно, она должна быть включена в число предметов

воспитания молодежи.

Аристотель

Музыка. Что значит она в нашей жизни? Что чувствуем мы, слушая различную музыку? Музыка – это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Это мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Но не каждому дано войти в этот мир. Жить в мире музыки и правильно понимать его может лишь тот человек, который наделен такими качествами, как образованность, воспитанность, чувствительность и искренняя доброта.

Я начала проявлять интерес к музыке еще в раннем детстве. Когда мне было года три – четыре, я очень часто слушала пластинки с записями классики и песен эстрадных исполнителей. Мне очень нравилось выступать перед гостями на праздниках, петь им любимые песни. Постепенно моя любовь к музыке разрасталась все больше и, в конце концов, вылилась в огромное желание поступить в музыкальную школу и научиться играть на фортепиано. Каков же был мой восторг, когда я в первый раз сыграла наизусть «Во саду ли, в огороде»! Продолжая заниматься в музыкальной школе, я также научилась правильно петь, и вскоре у меня открылся довольно хороший голос. Я начала больше увлекаться классической музыкой. По сей день любимым моим композитором является П.И.Чайковский.

Иногда мне кажется, что без музыки я не прожила бы и дня. Везде и всюду музыка со мной. Стоит только закрыть глаза и просто слушать, можно услышать музыку школы. У школы есть своя неповторимая атмосфера, свои мелодии, которые, переплетаясь, создают неповторимую симфонию. Вот прозвенел звонок с урока – это звучит увертюра из оперы «Руслан и Людмила», распахнулись двери кабинетов, детский поток выплеснулся на перемену – «Полет шмеля» Римского - Корсакова! Закончилась перемена, начались уроки, а в душе у меня звучит торжественная мелодия Геннадия Гладкова из фильма «Обыкновенное чудо». Заглядываю в кабинет математики, у доски пятиклассники находят значение числовых выражений, мел выстукивает … конечно, «Танец маленьких лебедей»!

Источником мелодии могут быть как душа ребенка, так и его мысли, напряженная работа его мозга. Но всегда ли на уроке звучит музыка? А если ее нет – музыки? Или слышен диссонанс? И вообще, что является источником мелодии?

Не замечали ли вы, что рядом с одними людьми мы слышим музыку, а рядом с другими пронзительно тихо. Тогда кем мы хотим видеть человека: источником мелодии или беззвучным индивидуумом? Какова роль учителя в нахождении поющих струн у ребенка? Кем должен быть учитель: дирижером или композитором, автором мелодии?

Вот они, - мои ученики. В каждом из них загадка и бездна неизведанного. Так же, как большой рояль: вот он стоит на сцене, и, пока не коснутся его клавиш пальцы пианиста, мы не узнаем всю глубину звука, который он может издавать.

Тогда в чем же заключается моя миссия учителя? Какова же моя роль?

Я учитель-настройщик? Тогда мне необходимо изучить  каждого ребенка, особенности его характера, темперамента, мыслительных процессов, его возможности и способности и уметь их «настраивать», то есть развивать, приводить в состояние совершенства,  так, чтобы ни одна «струна» в дальнейшем не фальшивила.

Или я учитель-исполнитель, музыкант? Тогда моя задача заключается в предоставлении круга задач, которые позволят ученикам включиться в активную умственную деятельность, «разбудить в них спящий инструмент».

Или я учитель-дирижер? Учитель-дирижер - это хорошо, это прекрасно. А если еще это дирижер-виртуоз, то он знает возможности и способности своих воспитанников. Своей мыслью, как дирижерской палочкой, он ведет за собой ученика, развивает его мышление, волю, мир чувств. Он видит и слышит того, кто сбился с общего ритма, кто не овладел общим темпом,   и тогда задача учителя – направить и помочь  вернуться в общее многогоголосье.

Учитель-композитор? Их мало, это гении, они пишут свою мелодию. Они воспитывают не математиков, не химиков, не физиков. Они воспитывают Человека. Мыслящего, творческого, самостоятельного – свободного!..

Поэтому любой педагог периодически  задает себе вопрос: «Кто я на данный момент: учитель-настройщик или музыкант,  учитель-дирижер или композитор?» 

Педагоги-музыканты - это особая категория. Это всегда люди творческие, активные, любознательные, открытые для постоянного совершенствования. К таким людям я отношу и себя. Стараюсь никогда не останавливаться на достигнутых результатах, а узнавать и включать в свою педагогическую деятельность новые методы, приемы и технологии по музыкальному воспитанию детей.

Ни в одном учебнике нет готового рецепта педагогического успеха. Каждому приходится составлять его самостоятельно. Я предлагаю свою формулу:

До – добро, доверие

Ре – рефлексия

Ми – динамика, развитие

Фа – факты

Соль – суть, смысл

Ля – основа

Си – сила духа

Моя формула направлена на создание у ребенка настроя на преодоление трудностей. Каждый человек должен быть уверен в своих силах и возможностях с детства. Я каждый день кропотливо создаю своим воспитанникам ситуацию успеха, даю им возможность пережить радость победы, стараюсь сделать их счастливыми. Главная задача - понять внутренний мир воспитанника, ведь без этого не будет ни взаимопонимания, ни продуктивности работы, ни, тем более,  результата.

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека», сказал Сухомлинский В.А. Наша профессия – педагог, учитель – громкой славы, большого благополучия не приносит. Решая посвятить свою жизнь детям, я твердо знаю, что мой труд полезен обществу. Учитель музыки должен быть не только профессионалом музыкального искусства, но и яркой личностью, ведь «Музыка не только доставляет удовольствие. Она многому учит. Она как книга, делает нас лучше, умнее, добрее» (Д.Кабалевский).

 

Я считаю, что детей нужно учить культуре потребления музыки так же, как детей учат вести себя, например, за столом. С детства маленькой личности надо прививать любовь к музыке, причем как к классической, так и к качественной части современных произведений. А особенно - любовь к народной песне, к музыке своего народа. Музыкальное образование, бесспорно, не является необходимым, но ознакомление с шедеврами музыкального искусства, умение воспринимать и ценить их, развивает духовный мир ребенка и человека вообще так же, как чтение классической литературы. Музыку надо знать так же, как шедевры слова, если ты хочешь считать себя культурным человеком. Мир быстро изменяется, изменяются человеческие ценности и вкусы, но я уверена, что музыка будет оставаться в жизни людей всегда, прибавляя им воодушевления, делая их добрее и отзывчивее, а их жизни - полнее и гармоничнее.